Наши адреса.

Фрагменты предисловия | Оглавление | Основной курс

Фрагменты предисловия

В настоящее время обучение старшеклассников программированию (например, в рамках предмета "Основы информатики и вычислительной техники") стало нормой. Разумеется, в эпоху бурного развития информационных технологий наивно ожидать появления сколько-либо полного и стабильного учебника. В то же время потребность в учебнике есть, и немалая. Мы попытались хотя бы частично решить проблему, обобщив в предлагаемой книге наш опыт занятий программированием с учащимися математических классов московской школы N57. 

Данная книга является первой частью и представляет собой именно вводный курс, рассчитанный на первый год обучения - наша практика показывает, что материал этой книги может быть изучен в режиме двух уроков в неделю в девятом классе средней школы. 

При построении вводного курса можно было пойти несколькими путями. Нам показалось естественным начинать не с каких-либо распространенных языков программирования, а со специальных учебных языков с несложным синтаксисом. 

Мы считаем, что нельзя обучать нескольким вещам одновременно - если изучается новый язык, то первые программы не должны вызывать алгоритмических сложностей, и наоборот, при изучении нетривиального алгоритма ученик должен свободно владеть синтаксисом языка. Вот почему мы начинаем изучение программирования с языка управления Роботом. 

Идея начального курса программирования, основанного на управлении движущимся по плоскости объектом, не нова (в частности, использована С.Пейпертом в языке Лого); на мехмате МГУ с 1980 г. курс программирования (А.Г.Кушниренко) начинался с программ управления Роботом. Используемый нами набор команд Робота - это некоторое подмножество набора, предложенного А.Г.Кушниренко. 

В предлагаемой нами системе подготовки программ для Робота содержится синтаксически ориентированный редактор. 

Обучение программированию математически одаренных детей, на наш взгляд, не должно сводиться к изучению лишь одной "ветви" современного программирования - процедурным (алголоподобным) языкам. В качестве иллюстрации мы приводим функциональный язык RL, который был разработан С.А.Романенко для экспериментов с автоматическим преобразованием программ. Интерпретатор RL, прилагаемый к данной книге, написан Р.Авданиным и Д.Школьником. 

Нам представляется полезным знакомить старшеклассников с основами математической логики при помощи программы моделирования схем из функциональных элементов, разработаной Р.Авданиным, А.Г.Коганом, А.Шенем, М.Вьюгиным и Е.Школьником. 



Оглавление

Введение, или С чего начать? 
Часть I. Поиграем?  Часть II. Описания программ 

Возникшие вопросы Вы можете задать Александру Алмазовичу Суханову: alsu@sch57.msk.ru