Перейти на страницу сайта 57 школы
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ 

На этой странице помещены задачи второго тура дистанционного конкурса для учителей информатики (2000 г.)

II тур. Информационные технологии

В этой области информатики пока нет большого опыта по проведению конкурсов или олимпиад (как, скажем, по программированию). Поэтому при подготовке и проведении тура возникло много вопросов и неопределенностей: как подобрать задачи, как их сформулировать, в каком виде предъявлять задания, как оценивать решения.
Замысел был следующий. Собрать задачи по основным разделам: растровой и векторной графике, обработке и верстке текстов, работе с массивами данных, автоматизации расчетов. Причем такие, чтобы они были интересны именно для учителя. Почти все представленные задачи взяты из реальной практики и могут быть использованы на уроках. По возможности в условия закладывалась интеграция - как между темами собственно информатики (например, электронные таблицы и графика), так и с другими школьными курсами (геометрией, алгеброй).
Особо продумывался вопрос о программном обеспечении. В задачах нет привязки к конкретным программам.
В то же время для решения всех задач достаточно иметь всего четыре "общераспространенные" программы для Win 9х: Word, Excel, Paint, Photoshop.
А чего только не прислали участники! Ulead Photoimpact v5.0, 3D Home Plain, 3DMAX, NuGraf-95, AutoCad R14, PageMaker разных версий, упоминались какие-то неведомые текстовые редакторы и хитрые конверторы; разогнавшиеся на предыдущем туре программисты решали "пользовательские" задачи на  Перле и Дельфи...
Предполагалось, что для выполнения заданий будут использованы обычные программные средства.
При оценке решения учитывалась степень автоматизации обработки, поэтому участники должны были описать последовательность операций при решении каждой задачи. Во всех задачах предполагалась автоматизация, использование той или иной технологии для необходимых операций. Обведение контура изображения "попиксельно" (выражение участника) или удаление пробелов с помощью клавиши Del технологией назвать трудно.
Для более объективной оценки результатов некоторые задачи (2, 3, 5, 6) были разбиты на подзадачи с отдельными процентами за каждую часть.
Участники конкура прислали много оригинальных решений. Так что второй тур оказался очень интересным.

Задачи

1. Совершите чудо: спасите героев фильма (картинка titanic.jpg) от неминуемого кораблекрушения и отправьте их в свадебное путешествие в Лондон (картинка london.jpg). Примерный макет - в файле miracle.jpg. Фотомонтаж, подтверждающий чудо, пришлите жюри под тем же именем (miracle.jpg).

6 баллов
Решение

2. При подготовке обложки были использованы гравюра М. Эшера (stars.gif) и картинки c1.gif, c2.gif и c3.gif. Попробуйте сами получить такой результат, как в файле stars1.gif. Укажите использованные программы и достаточно подробно опишите последовательность операций.

20 баллов
Решение

3. Необходимо подготовить файл fomenko.txt к верстке. Перекодировать, убрать переносы, лишние символы конца абзаца и пробелы, пустые абзацы, номера страниц, заменить, где нужно, знаки дефиса на длинные тире, прямые кавычки на парные, провести проверку орфографии.
Затем отформатировать текст: расположить его в две колонки, задать автоматическую расстановку переносов, основной текст выровнять по ширине, задать отступ первой строки, в нижнем колонтитуле задать автоматическую нумерацию страниц.
Параметры: поля страницы по 2,5 см со всех сторон; гарнитура Times New Roman; кегль 10 пунктов. После оформления заголовка должно получиться ровно 4 страницы (формата A4).
Результат пришлите в формате RTF. К результату должно быть приложено пояснение: какими средствами редактора вы воспользовались при подготовке текста к верстке.

17 баллов
Решение

4. Задача об охлаждении одномерной теплопроводящей стенки приводит к уравнению ctg(x)=x. Несмотря на свою простоту, это уравнение еще не решено аналитически. Пока стены Вашей школы не промерзли насквозь, найдите корни уравнения на отрезке x[0,10] с точностью 0,001 при помощи электронных таблиц. Пришлите файл с таблицей.

15 баллов
Решение

5. Директор школы обратился к учителю информатики с вопросом: может ли компьютер в любой день сообщать возраст учащихся (число полных лет), а также список школьников, у которых завтра день рождения?
Учитель информатики решил эту проблему. Как? Пришлите "работающий" файл с примером и пояснения.

15 баллов
Решение

6. Необходимо с помощью электронных таблиц проиллюстрировать решение следующей задачи: при каких значениях k уравнение x^2 + kx + 4 = 0 не имеет решений. В файле graph.gif вы найдете пример иллюстрации для другой задачи. Пришлите иллюстрацию и  электронную таблицу; укажите, какие еще программы использовались и опишите последовательность операций.
(К сожалению, в тексте задания была описка: "уравнение y = x^2 + kx + 4".)

15 баллов
Решение

7. Контуры и тени. Задачи для простого графического редактора.
а). Необходимо убрать тонкий контур, разделяющий две одноцветные области. (Например, ученик нарисовал "карандашом" черного цвета линию горизонта, небо залил голубой краской, пустыню - желтой. После этого оказалось, что черная линия горизонта портит картину.)

1 балл
б). Как получить тень для одноцветного изображения?
1 балл
в). Есть некоторое одноцветное изображение. Необходимо "оконтурить" изображение (получить тонкий контрастный контур). Примеры в файле letter.gif.
7 баллов
Решение

8. Преподаватель английского языка попросила помочь ей подготовить контрольную работу. В файле eng.rtf - словарь к пройденному материалу. Необходимо получить текст, содержащий только русские слова и выражения, расположенные "в столбик" по алфавиту. Английские эквиваленты ученики должны будут написать, сдавая зачет.
Пришлите текст; укажите использованные программы и опишите последовательность операций.

5 баллов
Решение

9. В файле CP866.gif приведена таблица кодировки символов для ДОС. Как получить аналогичную таблицу для Windows, если имеется последовательность десятичных кодов и соответствующих им символов (файл CP1251.rtf)? Пришлите таблицу; укажите использованные программы и опишите последовательность операций.

7 баллов
Решение

10. Перед тем, как подписать счет за новую мебель для компьютерного кабинета, директор школы попросила учителя представить план расстановки мебели. В комплект входят 13 столов (125х75 см); 13 стульев (45х45 см) и книжный шкаф (100х45 см). При расстановке необходимо предусмотреть место для доски; один из столов - учительский. План помещения - прямоугольник со сторонами 6 и 7,5 м; дверной проем расположен по длинной стороне, простенок налево от входа - 0,8 м; направо от входа - 5,9 м. По противоположной входу стороне три окна шириной 1,2 м каждое.
Пришлите план кабинета с расставленной мебелью (с соблюдением пропорций). Укажите, какую программу использовали, как задавали размеры.

6 баллов
Решение